ФЭНДОМ

Экономическая система (экономика) - есть набор правил распределения ресурсов в обществе, которые теоретически должны способствовать максимизации скорости прогресса на данном этапе истории при сохранении радостей жизни людей.

Задача системы и разнообразие моделей

Как мы уже установили, основная задача человечества связана с развитием науки и технологий, необходимых для выживания и получения радости от жизни. Их приходится развивать в условиях ограниченных ресурсов и территорий. Значит, нужен такой набор правил распределения ресурсов между людьми, чтобы он способствовал одновременно и развитию человечества и не мешал радости жизни отдельного человека.

Выполнить обе задачи одновременно обычно не получается: любой набор правил распределения имеет свои недостатки как в плане способствования прогрессу, так и в плане конфликта с потребностями личности. Поэтому на протяжении истории возникали и существовали различные экономические системы и соответствующие им цивилизации, империи и государства. Сама необходимость закрепления правил распределения ресурсов в многочисленном обществе привела к созданию государства . Различные государства и цивилизации являлись гарантами существования и развития различных моделей экономик, придуманных человечеством.

Место человека в экономической системе

Поскольку единственным фактором, ограничивающим возможные модели экономик и определяющим их эффективность и жизнеспособность, является ограниченность ресурсов (природных, территориальных, человеческих), то положение конкретного человека в экономической системе логичнее всего определять величиной потребляемых им ресурсов, а также его местом в цепочке добычи, переработки, потреблении и распределении этих ресурсов.

Также большинство социальных и правовых отношений в своём основании имеют вопрос разделения ресурсов. Например, свобода личности - т.е. свобода распоряжения личной деятельностью, занятостью мыслей и временем как индивидуальными ресурсами, наличие которых, в свою очередь, зависит от потребления других ресурсов, например, продуктов питания, которые в свою очередь добываются в основном из земли, правила собственности и использования которой регулируются государством. Значит при декламируемой неограниченности свободы личности человека, но ограниченности его прав на землевладение (например), она (свобода) всё-таки ограничивается через зависимости ресурсов-посредников.

Модели экономик

Модель экономики определяется правилами распределения ресурсов, т.е. правилами прямо или косвенно устанавливающими конкретному человеку или группе лиц в соответствие с некоторыми их признаками возможности потребления ресурсов, их тип, а также место в цепочке "распределение-добыча-переработка-потребление".

Количеству и качеству возможных потребляемых ресурсов и месту человека в системе экономика может ставить в соответствие различные признаки человека. Например:

  • без признаков. всем всё поровну. использовалось в основном в догосударственных общинах.
  • по родословным признакам. т.е. соц. возможности человека определялись статусом родственников.
  • по религиозным признакам. возможности определялись вероисповеданием и рекомендациями священнослужителей.
  • по этническим признакам. например, в фашистской Германии или средневековой Европе.
  • по физическим признакам. сила, здоровье и т.п. в основном древние империи и военные диктатуры.
  • по интеллектуальным признакам. возможности зависят от знаний и интеллекта. Например, СССР или США.
  • по отношению к труду. возможности определяются трудолюбием. Опять же, СССР и США.

Среди данных признаков есть зависящие и независящие от воли человека признаки. Соответственно, большей свободой обладают те экономики, возможности в которых не зависят от независящих от воли человека признаков.

Однако. Существует небезоснавательная точка зрения, что многие (если не все) признаки прямо или косвенно зависят от жизненной среды человека (социальной, экономической, информационной). И вследствие этой зависимости, нельзя говорить, что данный признак у человека выработался по его воле.

Условия работы системы

Для работы экономической системы нужно:

  • прямое или косвенное направление деятельности большинства людей в нужном русле (сюда можно отнести и прямое принуждение человека к рабскому труду в Древнем Египте, и необходимость поиска работы для собственного пропитания в более поздних экономиках, и стимуляция мореплавания и колониализма на гос.уровне в Европе 16-18 веков, и развитие космоса в СССР, и современное формирование "трендов" в индустриях, определяющих наиболее инвестиционно привлекательные направления)
  • отдача части труда или его результатов на общественно-полезное развитие (тут опять же и рабский труд в Древнем Мире, и империи, облагающие данью колонии, и современное налогооблажение)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики